Особенности поведения собак - часть 2
Пока щенок мал, родитель (любой член семьи, осуществляющий кормление, уход и прогуливание) пользуется безграничным доверием и неограниченным кредитом на любые способы воздействия на щенка: щенок постоянно следует за ним, страдает без него, позволяет и прощает даже болевое воздействие с его стороны. Всех членов семьи-стаи (кстати, семья превращается именно в семью-стаю после того, как приобретает щенка), он тоже любит, всячески демонстрируя позу подчинения и свою принадлежность к щенячьему возрасту. Так продолжается до 4—6 мес, а у некоторых собак немного дольше.
Таблица 1
Подросший щенок становится более независимым, но в силу еще не завершенного процесса физического развития продолжает относиться ко всем членам семьи как типичный субдоминант. Родитель, сопровождающий его на прогулках, скорее всего, становится для него вожаком (так воспринимается им). Щенок пока теряется в незнакомой местности и новых для себя ситуациях, еще многого не знает и не умеет, поэтому легко отдает права руководства собой человеку.
Первые два периода социального развития щенка очень обманчивы по своему содержанию, особенно для владельцев крупных, склонных к агрессии собак. Кажется, что щенок южнорусской или среднеазиатской овчарки останется на всю жизнь таким же любящим, послушным, игривым и всепрощающим.
Первые два периода социального развития щенка очень обманчивы по своему содержанию, особенно для владельцев крупных, склонных к агрессии собак. Кажется, что щенок южнорусской или среднеазиатской овчарки останется на всю жизнь таким же любящим, послушным, игривым и всепрощающим.
Однако примерно с 10 мес или немного позже наступает следующий период, когда щенок начинает ощущать себя взрослой собакой. Он уже вырос и освоился с местностью, где обычно гуляет, познакомился с собаками, которых чаще встречает, научился тому необходимому минимуму, который позволяет ему выжить в данной обстановке (экологической нише). Наконец наступает момент, когда вожак становится ненужным. Более того, молодая собака может ощущать в себе силы для того, чтобы возглавить стаю, и начинает бороться за выгодное место в иерархической структуре семьи. Борьба может выражаться в различных формах — от простого неподчинения и игнорирования владельца на прогулках до открытой агрессии при попытке управлять собакой, заставить ее что-нибудь сделать. Молодая собака еще подчиняется лидеру семьи, но если ее прекращают воспитывать и дрессировать, может вступить в конфликт и с ним.
Позволив собаке занимать в семье высокий иерархический ранг, члены семьи теряют право на управление ее поведением. Собака не только перестает их слушаться, но и сама предпринимает попытки регламентировать их поведение. Особенно достается тем, кто занимает низшие места иерархической лестницы семьи, а это чаще всего дети и пожилые люди (см. табл. 1). Наглядно представить себе наличие иерархической агрессии собак в семье человека можно и по результатам опроса владельцев разных пород собак, приведенных в таблице 2.
Позволив собаке занимать в семье высокий иерархический ранг, члены семьи теряют право на управление ее поведением. Собака не только перестает их слушаться, но и сама предпринимает попытки регламентировать их поведение. Особенно достается тем, кто занимает низшие места иерархической лестницы семьи, а это чаще всего дети и пожилые люди (см. табл. 1). Наглядно представить себе наличие иерархической агрессии собак в семье человека можно и по результатам опроса владельцев разных пород собак, приведенных в таблице 2.
Таблица 2
Отсутствие иерархической агрессии у некоторых пород собак
Примечание: перед косой чертой — данные об агрессивности к хозяину, за косой — к членам семьи.
Социальное значение члена стаи характеризуется не только его иерархическим рангом, но и специальностью — социальной ролью. Конечно, обладать специальностью — громко сказано, просто в силу физических, половых, психологических причин член стаи может с большей частотой, охотой и несколько лучше, чем все остальные, выполнять какую-либо функцию. О некоторых социальных ролях собак мы уже говорили, но, по мнению (не бесспорному) Натальи Криволапчук («О чем думают собаки, или Беседы с Джиной и Рольфом»), всего можно выделить 6 собачьих «специальностей»: вожак (лидер), мать (лидер по линии сук), воин (основная единица для обороны и охоты), опекун (дядюшки и тетушки), щенок и инвалид. И хотя не всегда представляется возможным различить социальную роль вашей собаки, постарайтесь, как лидер стаи, предложить собаке удобную для вашей семьи «специальность».
Воспринимая семью человека как свою стаю, собака «особачивает» и свои взаимоотношения и с ее членами, и с посторонними, причем взаимоотношения с чужими определяются прежде всего территориальностью.
Территориальность — свойство и потребность собачьих родственников занимать ограниченную территорию — предполагает своеобразное территориальное поведение, направленное на сохранение площади территории, меченье ее границ и недопущение на нее посторонних животных своего вида. Представитель своего вида, появляющийся на занятой территории, как правило, изгоняется хозяином.
Территории, занятые разными стаями, разграничиваются друг от друга буферными зонами — ничейным пространством. Встреча животных из разных стай в буферной зоне в большинстве случаев заканчивается мирно. Активно обнюхав друг друга и обменявшись информацией, гордые и довольные собой, они расходятся на свои территории. Существует закономерность: чем дальше от собственной территории находится животное, тем оно менее агрессивно. Например, цепные собаки, охраняющие двор, в котором они выросли, редко бывают агрессивны за его пределами.
Члены стаи по периметру своей территории вывешивают пахучие «флаги» — очень тщательно метят капельками мочи или калом. Пахучая граница регулярно обновляется.
Территориальное поведение — очень важная биологическая функция, так как территория это прежде всего большая кормушка и далеко не бездонная — тут и для себя пищи может не хватить, так что чужим нечего и соваться. К тому же детей надо где-то выращивать, т. е. иметь удобные места для логова и отдыха, а их тоже немного.
Территория для нашей собаки это квартира, лестничная клетка и лестница, а также двор и место ее постоянного выгула. Конечно, настоящей территорией служит квартира, или дом и двор, если собака живет на приусадебном участке. В остальных местах ее поведение достаточно индивидуально. Не исключена повышенная агрессивность к посторонним, но чаще всего она ведет себя так, как в буферной зоне. Хотя в процессе воспитания территориальное поведение поддается коррекции.
Взаимоотношения в стае не исчерпываются иерархическими отношениями, только с их помощью нельзя объяснить все многообразие поведения социальных животных. Мы знаем, что члены одной стаи играют друг с другом, делятся пищей, вместе выращивают потомство. А владельцы собак утверждают, что между ними и их питомцами существует не только взаимопонимание, но и взаимопомощь. В связи с этим зоопсихологи выделяют так называемое альтруистическое поведение, имеющее несколько форм. По Д. Мак-Фарленду, к альтруистическому поведению можно отнести поведение какой-либо особи (донора) выгодное для других особей (реципиентов), однако при этом донору приходится расплачиваться снижением своей приспособленности. С одной стороны это противоречит здравому смыслу, но, с другой, если это поведение полезно данной группе или виду в целом, оно закрепляется и передается по наследству. Кооперация, или сотрудничество, которая так распространена между стайными животными и которая лежит в основе взаимодействия собаки с человеком, обычно включает какую-то форму альтруизма. Например, совместная охота у волков, шакалов, гиеновых собак, львов и гиен проводится родственниками. Животные кооперируются при отборе жертвы и во время преследования. Во время погони лидеры могут меняться и таким образом делить тяжесть погони на длинной дистанции. Звери, бегущие сзади, иногда срезают углы, пытаясь преградить путь жертве. Добычу делят на всех членов группы, а после возвращения домой взрослые часто отрыгивают пищу для малышей. Некоторые взрослые не участвуют в охоте, а охраняют молодых, однако вернувшаяся группа кормит и этих животных. Таким образом отдельные животные проявляют альтруизм по отношению к другим членам группы, а не преследуют только собственные интересы. Точно также и мы, и наши собаки поступаем по отношению друг к другу.
Забота о потомстве — еще одна из форм альтруизма. Затрачивая время и энергию на уход за детенышами, родитель увеличивает их приспособленность в ущерб своей собственной и оберегает этих молодых за счет возможного будущего потомства. У собачьих распространено наличие «тетушек» и «дядюшек», например старшие детеныши шакалов, живущих в Африке, особенно самки, очень часто остаются с родителями и помогают им воспитывать следующий помет. Эти «нянюшки» отгоняют от норы гиен и других опасных гостей и почти так же часто кормят отрыжкой своих маленьких сородичей, как взрослые шакалы. Кроме этих обязанностей, старшие детеныши почти все время резвятся вместе с малышами и подолгу их вылизывают. То же отмечается и у волков.
Известно также, что наши домашние собаки, невзирая на сложившиеся в семье человека иерархические схемы, начинают предпочитать формальному лидеру кого-нибудь из членов семьи — часто это бывает ребенок или бабушка. Но, оказывается, для собачьих это очень естественно. Американские ученые, изучавшие поведение волков, живущих в обширных вольерах Зоологического сада Чикаго (Брукфилд), утверждают, что среди самцов наблюдалось образование индивидуально «симпатизирующих» пар. Такие волки постоянно находились вместе, защищая друг друга при агрессивных атаках со стороны других самцов. Более того, Л. В. Крушинский в своей книге «Биологические основы рассудочной деятельности» утверждает, что даже в столь иерархически упорядоченном сообществе, как сообщество волков, степень агрессивности не служит решающим фактором, контролирующим такую важную функцию, как размножение. Персональная «симпатия» особей одного и того же и противоположного пола — значительно более важный фактор в жизни сообщества волков, чем агрессия (иерархическая). Крушинский также считает, что у гиеновых собак практически нет внутривидовой агрессии.
По мнению Крушинского, в семействе собачьих очень развита игривость, которая может служить одним из показателей развития общественных отношений. Он считает, что животные, играющие друг с другом, чаще остаются вместе. И наоборот, те животные, которые играют мало, имеют слабо выраженные групповые отношения. К тому же степень игривости и многообразие игр служат показателем развития элементарной рассудочной деятельности: у игривых животных она выше. Все это очень приложимо к нашим собакам.
Альтруистическое поведение собак исследовалось и учеными. В одном из экспериментов была предпринята попытка выработать такое поведение у 6 собак разного пола.
В качестве партнеров, которым наносили электрокожное раздражение, служили взрослый самец и двое щенков, достигших к началу опытов трехмесячного возраста. Две собаки были помещены в одной камере на разных станках, расположенных на расстоянии полуметра один от другого. На заднюю лапу собаки-«жертвы» подавали ток значительной силы, вызывающий не только локальный подъем лапы, но и появление одышки, скуление, часто визг. У второй собаки, «наблюдателя», левую переднюю лапу прикрепляли к рычагу. Подъемом лапы выше определенного уровня животное могло отключить действие тока на первую собаку. Оказалось, что нанесение болевого раздражения собаке-жертве вызывало у собаки-наблюдателя заметное повышение частоты сердечных сокращений и изменение частоты электрических колебаний мозга. Все это свидетельствует о возникновении эмоционального состояния, однако отсутствие длительных следовых изменений и спокойное поведение в интервалах позволяет заключить, что уровень возбуждения, вызываемого оборонительным поведением партнера, сравнительно слаб. При таких условиях эксперимента у 3 собак из 6 удалось выработать условную реакцию подъема лапы, избавляющую партнера от болевого воздействия.
Социальное значение члена стаи характеризуется не только его иерархическим рангом, но и специальностью — социальной ролью. Конечно, обладать специальностью — громко сказано, просто в силу физических, половых, психологических причин член стаи может с большей частотой, охотой и несколько лучше, чем все остальные, выполнять какую-либо функцию. О некоторых социальных ролях собак мы уже говорили, но, по мнению (не бесспорному) Натальи Криволапчук («О чем думают собаки, или Беседы с Джиной и Рольфом»), всего можно выделить 6 собачьих «специальностей»: вожак (лидер), мать (лидер по линии сук), воин (основная единица для обороны и охоты), опекун (дядюшки и тетушки), щенок и инвалид. И хотя не всегда представляется возможным различить социальную роль вашей собаки, постарайтесь, как лидер стаи, предложить собаке удобную для вашей семьи «специальность».
Воспринимая семью человека как свою стаю, собака «особачивает» и свои взаимоотношения и с ее членами, и с посторонними, причем взаимоотношения с чужими определяются прежде всего территориальностью.
Территориальность — свойство и потребность собачьих родственников занимать ограниченную территорию — предполагает своеобразное территориальное поведение, направленное на сохранение площади территории, меченье ее границ и недопущение на нее посторонних животных своего вида. Представитель своего вида, появляющийся на занятой территории, как правило, изгоняется хозяином.
Территории, занятые разными стаями, разграничиваются друг от друга буферными зонами — ничейным пространством. Встреча животных из разных стай в буферной зоне в большинстве случаев заканчивается мирно. Активно обнюхав друг друга и обменявшись информацией, гордые и довольные собой, они расходятся на свои территории. Существует закономерность: чем дальше от собственной территории находится животное, тем оно менее агрессивно. Например, цепные собаки, охраняющие двор, в котором они выросли, редко бывают агрессивны за его пределами.
Члены стаи по периметру своей территории вывешивают пахучие «флаги» — очень тщательно метят капельками мочи или калом. Пахучая граница регулярно обновляется.
Территориальное поведение — очень важная биологическая функция, так как территория это прежде всего большая кормушка и далеко не бездонная — тут и для себя пищи может не хватить, так что чужим нечего и соваться. К тому же детей надо где-то выращивать, т. е. иметь удобные места для логова и отдыха, а их тоже немного.
Территория для нашей собаки это квартира, лестничная клетка и лестница, а также двор и место ее постоянного выгула. Конечно, настоящей территорией служит квартира, или дом и двор, если собака живет на приусадебном участке. В остальных местах ее поведение достаточно индивидуально. Не исключена повышенная агрессивность к посторонним, но чаще всего она ведет себя так, как в буферной зоне. Хотя в процессе воспитания территориальное поведение поддается коррекции.
Взаимоотношения в стае не исчерпываются иерархическими отношениями, только с их помощью нельзя объяснить все многообразие поведения социальных животных. Мы знаем, что члены одной стаи играют друг с другом, делятся пищей, вместе выращивают потомство. А владельцы собак утверждают, что между ними и их питомцами существует не только взаимопонимание, но и взаимопомощь. В связи с этим зоопсихологи выделяют так называемое альтруистическое поведение, имеющее несколько форм. По Д. Мак-Фарленду, к альтруистическому поведению можно отнести поведение какой-либо особи (донора) выгодное для других особей (реципиентов), однако при этом донору приходится расплачиваться снижением своей приспособленности. С одной стороны это противоречит здравому смыслу, но, с другой, если это поведение полезно данной группе или виду в целом, оно закрепляется и передается по наследству. Кооперация, или сотрудничество, которая так распространена между стайными животными и которая лежит в основе взаимодействия собаки с человеком, обычно включает какую-то форму альтруизма. Например, совместная охота у волков, шакалов, гиеновых собак, львов и гиен проводится родственниками. Животные кооперируются при отборе жертвы и во время преследования. Во время погони лидеры могут меняться и таким образом делить тяжесть погони на длинной дистанции. Звери, бегущие сзади, иногда срезают углы, пытаясь преградить путь жертве. Добычу делят на всех членов группы, а после возвращения домой взрослые часто отрыгивают пищу для малышей. Некоторые взрослые не участвуют в охоте, а охраняют молодых, однако вернувшаяся группа кормит и этих животных. Таким образом отдельные животные проявляют альтруизм по отношению к другим членам группы, а не преследуют только собственные интересы. Точно также и мы, и наши собаки поступаем по отношению друг к другу.
Забота о потомстве — еще одна из форм альтруизма. Затрачивая время и энергию на уход за детенышами, родитель увеличивает их приспособленность в ущерб своей собственной и оберегает этих молодых за счет возможного будущего потомства. У собачьих распространено наличие «тетушек» и «дядюшек», например старшие детеныши шакалов, живущих в Африке, особенно самки, очень часто остаются с родителями и помогают им воспитывать следующий помет. Эти «нянюшки» отгоняют от норы гиен и других опасных гостей и почти так же часто кормят отрыжкой своих маленьких сородичей, как взрослые шакалы. Кроме этих обязанностей, старшие детеныши почти все время резвятся вместе с малышами и подолгу их вылизывают. То же отмечается и у волков.
Известно также, что наши домашние собаки, невзирая на сложившиеся в семье человека иерархические схемы, начинают предпочитать формальному лидеру кого-нибудь из членов семьи — часто это бывает ребенок или бабушка. Но, оказывается, для собачьих это очень естественно. Американские ученые, изучавшие поведение волков, живущих в обширных вольерах Зоологического сада Чикаго (Брукфилд), утверждают, что среди самцов наблюдалось образование индивидуально «симпатизирующих» пар. Такие волки постоянно находились вместе, защищая друг друга при агрессивных атаках со стороны других самцов. Более того, Л. В. Крушинский в своей книге «Биологические основы рассудочной деятельности» утверждает, что даже в столь иерархически упорядоченном сообществе, как сообщество волков, степень агрессивности не служит решающим фактором, контролирующим такую важную функцию, как размножение. Персональная «симпатия» особей одного и того же и противоположного пола — значительно более важный фактор в жизни сообщества волков, чем агрессия (иерархическая). Крушинский также считает, что у гиеновых собак практически нет внутривидовой агрессии.
По мнению Крушинского, в семействе собачьих очень развита игривость, которая может служить одним из показателей развития общественных отношений. Он считает, что животные, играющие друг с другом, чаще остаются вместе. И наоборот, те животные, которые играют мало, имеют слабо выраженные групповые отношения. К тому же степень игривости и многообразие игр служат показателем развития элементарной рассудочной деятельности: у игривых животных она выше. Все это очень приложимо к нашим собакам.
Альтруистическое поведение собак исследовалось и учеными. В одном из экспериментов была предпринята попытка выработать такое поведение у 6 собак разного пола.
В качестве партнеров, которым наносили электрокожное раздражение, служили взрослый самец и двое щенков, достигших к началу опытов трехмесячного возраста. Две собаки были помещены в одной камере на разных станках, расположенных на расстоянии полуметра один от другого. На заднюю лапу собаки-«жертвы» подавали ток значительной силы, вызывающий не только локальный подъем лапы, но и появление одышки, скуление, часто визг. У второй собаки, «наблюдателя», левую переднюю лапу прикрепляли к рычагу. Подъемом лапы выше определенного уровня животное могло отключить действие тока на первую собаку. Оказалось, что нанесение болевого раздражения собаке-жертве вызывало у собаки-наблюдателя заметное повышение частоты сердечных сокращений и изменение частоты электрических колебаний мозга. Все это свидетельствует о возникновении эмоционального состояния, однако отсутствие длительных следовых изменений и спокойное поведение в интервалах позволяет заключить, что уровень возбуждения, вызываемого оборонительным поведением партнера, сравнительно слаб. При таких условиях эксперимента у 3 собак из 6 удалось выработать условную реакцию подъема лапы, избавляющую партнера от болевого воздействия.
Следующей серией экспериментов было сопоставление пищевой реакции и реакции избегания при болевом раздражении партнера. Оказалось, что если действие тока на партнера происходило во время приема пищи, то из 3 животных только одно прерывало обед и в последующих опытах в присутствии другой собаки стало отказываться от подаваемой еды. В случае одновременного предъявления условного пищевого сигнала и сигнала болевого раздражения партнера проявлялась, как правило, условная реакция избегания. Эти факты свидетельствуют о том, что эмоциональное возбуждение, возникающее при оборонительном поведении партнера, было сильнее пищевого возбуждения.
Часть животных не вырабатывала инструментальной реакции, подкрепляемой раздражением партнера током, ни в одном из вариантов опытов. По-видимому, сама способность к выработке реакции избавления партнера больше зависит от индивидуальных особенностей животного, чем от способа формирования исследуемого навыка.
Интересно, что в XIX в. существование у животных взаимопонимания и взаимопомощи не вызывало сомнения. Вот что писал в своей книге «Происхождение и развитие нравственного инстинкта» английский ученый А. А. Сутерланд в 1900 г.: «Степень альтруистической эмоции, на которую способны многие породы собак, поистине удивительна. Джесси приводит примеры из поведения своей собственной собаки: если я печален, она, по-видимому, разделяет мою печаль; если я настроен весело, она обнаруживает всеми своими движениями, что радуется вместе со мною.
В «Историях о собаках» Джесси находятся десятки случаев, ясно указывающих на присутствие у собак морального чувства, так как вряд ли можно иначе назвать инстинкт, побуждающий, например, собаку броситься в толпу других собак, чтобы защитить от их грубого нападения злосчастную дворняжку, которую она никогда прежде не видала; или заставляющий бесстрашно кинуться в бурный поток на выручку товарища, которому грозит опасность утонуть; или побуждающий собаку ежедневно приносить часть своего обеда другой собаке, которая была оставлена на привязи с целью уморить ее голодом. В этом хорошо известном сборнике я насчитал двадцать семь случаев, представляющихся мне хорошо проверенными и в то же время указывающими на присутствие морального чувства у собак».
Так что остается сделать лишь один вывод: и в области сопереживания братья наши меньшие такие же, как и мы. Или мы такие же как они? Ведь не они от нас, а мы от них произошли. И среди нас есть эмоционально глухие и безразличные к чужому страданию, есть жестокие и злые, но есть и добрые, готовые понять и помочь. В общем, все как у них!
Часть животных не вырабатывала инструментальной реакции, подкрепляемой раздражением партнера током, ни в одном из вариантов опытов. По-видимому, сама способность к выработке реакции избавления партнера больше зависит от индивидуальных особенностей животного, чем от способа формирования исследуемого навыка.
Интересно, что в XIX в. существование у животных взаимопонимания и взаимопомощи не вызывало сомнения. Вот что писал в своей книге «Происхождение и развитие нравственного инстинкта» английский ученый А. А. Сутерланд в 1900 г.: «Степень альтруистической эмоции, на которую способны многие породы собак, поистине удивительна. Джесси приводит примеры из поведения своей собственной собаки: если я печален, она, по-видимому, разделяет мою печаль; если я настроен весело, она обнаруживает всеми своими движениями, что радуется вместе со мною.
В «Историях о собаках» Джесси находятся десятки случаев, ясно указывающих на присутствие у собак морального чувства, так как вряд ли можно иначе назвать инстинкт, побуждающий, например, собаку броситься в толпу других собак, чтобы защитить от их грубого нападения злосчастную дворняжку, которую она никогда прежде не видала; или заставляющий бесстрашно кинуться в бурный поток на выручку товарища, которому грозит опасность утонуть; или побуждающий собаку ежедневно приносить часть своего обеда другой собаке, которая была оставлена на привязи с целью уморить ее голодом. В этом хорошо известном сборнике я насчитал двадцать семь случаев, представляющихся мне хорошо проверенными и в то же время указывающими на присутствие морального чувства у собак».
Так что остается сделать лишь один вывод: и в области сопереживания братья наши меньшие такие же, как и мы. Или мы такие же как они? Ведь не они от нас, а мы от них произошли. И среди нас есть эмоционально глухие и безразличные к чужому страданию, есть жестокие и злые, но есть и добрые, готовые понять и помочь. В общем, все как у них!
Особенности поведения собак - часть 2
Пока щенок мал, родитель (любой член семьи, осуществляющий кормление, уход и прогуливание) пользуется безграничным доверием и неограниченным кредитом на любые способы воздействия на щенка: щенок постоянно следует за ним, страдает без него, позволяет и прощает даже болевое воздействие с его стороны. Всех членов семьи-стаи (кстати, семья превращается именно в семью-стаю после того, как приобретает щенка), он тоже любит, всячески демонстрируя позу подчинения и свою принадлежность к щенячьему возрасту. Так продолжается до 4—6 мес, а у некоторых собак немного дольше.
Таблица 1
Подросший щенок становится более независимым, но в силу еще не завершенного процесса физического развития продолжает относиться ко всем членам семьи как типичный субдоминант. Родитель, сопровождающий его на прогулках, скорее всего, становится для него вожаком (так воспринимается им). Щенок пока теряется в незнакомой местности и новых для себя ситуациях, еще многого не знает и не умеет, поэтому легко отдает права руководства собой человеку.
Первые два периода социального развития щенка очень обманчивы по своему содержанию, особенно для владельцев крупных, склонных к агрессии собак. Кажется, что щенок южнорусской или среднеазиатской овчарки останется на всю жизнь таким же любящим, послушным, игривым и всепрощающим.
Первые два периода социального развития щенка очень обманчивы по своему содержанию, особенно для владельцев крупных, склонных к агрессии собак. Кажется, что щенок южнорусской или среднеазиатской овчарки останется на всю жизнь таким же любящим, послушным, игривым и всепрощающим.
Однако примерно с 10 мес или немного позже наступает следующий период, когда щенок начинает ощущать себя взрослой собакой. Он уже вырос и освоился с местностью, где обычно гуляет, познакомился с собаками, которых чаще встречает, научился тому необходимому минимуму, который позволяет ему выжить в данной обстановке (экологической нише). Наконец наступает момент, когда вожак становится ненужным. Более того, молодая собака может ощущать в себе силы для того, чтобы возглавить стаю, и начинает бороться за выгодное место в иерархической структуре семьи. Борьба может выражаться в различных формах — от простого неподчинения и игнорирования владельца на прогулках до открытой агрессии при попытке управлять собакой, заставить ее что-нибудь сделать. Молодая собака еще подчиняется лидеру семьи, но если ее прекращают воспитывать и дрессировать, может вступить в конфликт и с ним.
Позволив собаке занимать в семье высокий иерархический ранг, члены семьи теряют право на управление ее поведением. Собака не только перестает их слушаться, но и сама предпринимает попытки регламентировать их поведение. Особенно достается тем, кто занимает низшие места иерархической лестницы семьи, а это чаще всего дети и пожилые люди (см. табл. 1). Наглядно представить себе наличие иерархической агрессии собак в семье человека можно и по результатам опроса владельцев разных пород собак, приведенных в таблице 2.
Позволив собаке занимать в семье высокий иерархический ранг, члены семьи теряют право на управление ее поведением. Собака не только перестает их слушаться, но и сама предпринимает попытки регламентировать их поведение. Особенно достается тем, кто занимает низшие места иерархической лестницы семьи, а это чаще всего дети и пожилые люди (см. табл. 1). Наглядно представить себе наличие иерархической агрессии собак в семье человека можно и по результатам опроса владельцев разных пород собак, приведенных в таблице 2.
Таблица 2
Отсутствие иерархической агрессии у некоторых пород собак
Примечание: перед косой чертой — данные об агрессивности к хозяину, за косой — к членам семьи.
Социальное значение члена стаи характеризуется не только его иерархическим рангом, но и специальностью — социальной ролью. Конечно, обладать специальностью — громко сказано, просто в силу физических, половых, психологических причин член стаи может с большей частотой, охотой и несколько лучше, чем все остальные, выполнять какую-либо функцию. О некоторых социальных ролях собак мы уже говорили, но, по мнению (не бесспорному) Натальи Криволапчук («О чем думают собаки, или Беседы с Джиной и Рольфом»), всего можно выделить 6 собачьих «специальностей»: вожак (лидер), мать (лидер по линии сук), воин (основная единица для обороны и охоты), опекун (дядюшки и тетушки), щенок и инвалид. И хотя не всегда представляется возможным различить социальную роль вашей собаки, постарайтесь, как лидер стаи, предложить собаке удобную для вашей семьи «специальность».
Воспринимая семью человека как свою стаю, собака «особачивает» и свои взаимоотношения и с ее членами, и с посторонними, причем взаимоотношения с чужими определяются прежде всего территориальностью.
Территориальность — свойство и потребность собачьих родственников занимать ограниченную территорию — предполагает своеобразное территориальное поведение, направленное на сохранение площади территории, меченье ее границ и недопущение на нее посторонних животных своего вида. Представитель своего вида, появляющийся на занятой территории, как правило, изгоняется хозяином.
Территории, занятые разными стаями, разграничиваются друг от друга буферными зонами — ничейным пространством. Встреча животных из разных стай в буферной зоне в большинстве случаев заканчивается мирно. Активно обнюхав друг друга и обменявшись информацией, гордые и довольные собой, они расходятся на свои территории. Существует закономерность: чем дальше от собственной территории находится животное, тем оно менее агрессивно. Например, цепные собаки, охраняющие двор, в котором они выросли, редко бывают агрессивны за его пределами.
Члены стаи по периметру своей территории вывешивают пахучие «флаги» — очень тщательно метят капельками мочи или калом. Пахучая граница регулярно обновляется.
Территориальное поведение — очень важная биологическая функция, так как территория это прежде всего большая кормушка и далеко не бездонная — тут и для себя пищи может не хватить, так что чужим нечего и соваться. К тому же детей надо где-то выращивать, т. е. иметь удобные места для логова и отдыха, а их тоже немного.
Территория для нашей собаки это квартира, лестничная клетка и лестница, а также двор и место ее постоянного выгула. Конечно, настоящей территорией служит квартира, или дом и двор, если собака живет на приусадебном участке. В остальных местах ее поведение достаточно индивидуально. Не исключена повышенная агрессивность к посторонним, но чаще всего она ведет себя так, как в буферной зоне. Хотя в процессе воспитания территориальное поведение поддается коррекции.
Взаимоотношения в стае не исчерпываются иерархическими отношениями, только с их помощью нельзя объяснить все многообразие поведения социальных животных. Мы знаем, что члены одной стаи играют друг с другом, делятся пищей, вместе выращивают потомство. А владельцы собак утверждают, что между ними и их питомцами существует не только взаимопонимание, но и взаимопомощь. В связи с этим зоопсихологи выделяют так называемое альтруистическое поведение, имеющее несколько форм. По Д. Мак-Фарленду, к альтруистическому поведению можно отнести поведение какой-либо особи (донора) выгодное для других особей (реципиентов), однако при этом донору приходится расплачиваться снижением своей приспособленности. С одной стороны это противоречит здравому смыслу, но, с другой, если это поведение полезно данной группе или виду в целом, оно закрепляется и передается по наследству. Кооперация, или сотрудничество, которая так распространена между стайными животными и которая лежит в основе взаимодействия собаки с человеком, обычно включает какую-то форму альтруизма. Например, совместная охота у волков, шакалов, гиеновых собак, львов и гиен проводится родственниками. Животные кооперируются при отборе жертвы и во время преследования. Во время погони лидеры могут меняться и таким образом делить тяжесть погони на длинной дистанции. Звери, бегущие сзади, иногда срезают углы, пытаясь преградить путь жертве. Добычу делят на всех членов группы, а после возвращения домой взрослые часто отрыгивают пищу для малышей. Некоторые взрослые не участвуют в охоте, а охраняют молодых, однако вернувшаяся группа кормит и этих животных. Таким образом отдельные животные проявляют альтруизм по отношению к другим членам группы, а не преследуют только собственные интересы. Точно также и мы, и наши собаки поступаем по отношению друг к другу.
Забота о потомстве — еще одна из форм альтруизма. Затрачивая время и энергию на уход за детенышами, родитель увеличивает их приспособленность в ущерб своей собственной и оберегает этих молодых за счет возможного будущего потомства. У собачьих распространено наличие «тетушек» и «дядюшек», например старшие детеныши шакалов, живущих в Африке, особенно самки, очень часто остаются с родителями и помогают им воспитывать следующий помет. Эти «нянюшки» отгоняют от норы гиен и других опасных гостей и почти так же часто кормят отрыжкой своих маленьких сородичей, как взрослые шакалы. Кроме этих обязанностей, старшие детеныши почти все время резвятся вместе с малышами и подолгу их вылизывают. То же отмечается и у волков.
Известно также, что наши домашние собаки, невзирая на сложившиеся в семье человека иерархические схемы, начинают предпочитать формальному лидеру кого-нибудь из членов семьи — часто это бывает ребенок или бабушка. Но, оказывается, для собачьих это очень естественно. Американские ученые, изучавшие поведение волков, живущих в обширных вольерах Зоологического сада Чикаго (Брукфилд), утверждают, что среди самцов наблюдалось образование индивидуально «симпатизирующих» пар. Такие волки постоянно находились вместе, защищая друг друга при агрессивных атаках со стороны других самцов. Более того, Л. В. Крушинский в своей книге «Биологические основы рассудочной деятельности» утверждает, что даже в столь иерархически упорядоченном сообществе, как сообщество волков, степень агрессивности не служит решающим фактором, контролирующим такую важную функцию, как размножение. Персональная «симпатия» особей одного и того же и противоположного пола — значительно более важный фактор в жизни сообщества волков, чем агрессия (иерархическая). Крушинский также считает, что у гиеновых собак практически нет внутривидовой агрессии.
По мнению Крушинского, в семействе собачьих очень развита игривость, которая может служить одним из показателей развития общественных отношений. Он считает, что животные, играющие друг с другом, чаще остаются вместе. И наоборот, те животные, которые играют мало, имеют слабо выраженные групповые отношения. К тому же степень игривости и многообразие игр служат показателем развития элементарной рассудочной деятельности: у игривых животных она выше. Все это очень приложимо к нашим собакам.
Альтруистическое поведение собак исследовалось и учеными. В одном из экспериментов была предпринята попытка выработать такое поведение у 6 собак разного пола.
В качестве партнеров, которым наносили электрокожное раздражение, служили взрослый самец и двое щенков, достигших к началу опытов трехмесячного возраста. Две собаки были помещены в одной камере на разных станках, расположенных на расстоянии полуметра один от другого. На заднюю лапу собаки-«жертвы» подавали ток значительной силы, вызывающий не только локальный подъем лапы, но и появление одышки, скуление, часто визг. У второй собаки, «наблюдателя», левую переднюю лапу прикрепляли к рычагу. Подъемом лапы выше определенного уровня животное могло отключить действие тока на первую собаку. Оказалось, что нанесение болевого раздражения собаке-жертве вызывало у собаки-наблюдателя заметное повышение частоты сердечных сокращений и изменение частоты электрических колебаний мозга. Все это свидетельствует о возникновении эмоционального состояния, однако отсутствие длительных следовых изменений и спокойное поведение в интервалах позволяет заключить, что уровень возбуждения, вызываемого оборонительным поведением партнера, сравнительно слаб. При таких условиях эксперимента у 3 собак из 6 удалось выработать условную реакцию подъема лапы, избавляющую партнера от болевого воздействия.
Социальное значение члена стаи характеризуется не только его иерархическим рангом, но и специальностью — социальной ролью. Конечно, обладать специальностью — громко сказано, просто в силу физических, половых, психологических причин член стаи может с большей частотой, охотой и несколько лучше, чем все остальные, выполнять какую-либо функцию. О некоторых социальных ролях собак мы уже говорили, но, по мнению (не бесспорному) Натальи Криволапчук («О чем думают собаки, или Беседы с Джиной и Рольфом»), всего можно выделить 6 собачьих «специальностей»: вожак (лидер), мать (лидер по линии сук), воин (основная единица для обороны и охоты), опекун (дядюшки и тетушки), щенок и инвалид. И хотя не всегда представляется возможным различить социальную роль вашей собаки, постарайтесь, как лидер стаи, предложить собаке удобную для вашей семьи «специальность».
Воспринимая семью человека как свою стаю, собака «особачивает» и свои взаимоотношения и с ее членами, и с посторонними, причем взаимоотношения с чужими определяются прежде всего территориальностью.
Территориальность — свойство и потребность собачьих родственников занимать ограниченную территорию — предполагает своеобразное территориальное поведение, направленное на сохранение площади территории, меченье ее границ и недопущение на нее посторонних животных своего вида. Представитель своего вида, появляющийся на занятой территории, как правило, изгоняется хозяином.
Территории, занятые разными стаями, разграничиваются друг от друга буферными зонами — ничейным пространством. Встреча животных из разных стай в буферной зоне в большинстве случаев заканчивается мирно. Активно обнюхав друг друга и обменявшись информацией, гордые и довольные собой, они расходятся на свои территории. Существует закономерность: чем дальше от собственной территории находится животное, тем оно менее агрессивно. Например, цепные собаки, охраняющие двор, в котором они выросли, редко бывают агрессивны за его пределами.
Члены стаи по периметру своей территории вывешивают пахучие «флаги» — очень тщательно метят капельками мочи или калом. Пахучая граница регулярно обновляется.
Территориальное поведение — очень важная биологическая функция, так как территория это прежде всего большая кормушка и далеко не бездонная — тут и для себя пищи может не хватить, так что чужим нечего и соваться. К тому же детей надо где-то выращивать, т. е. иметь удобные места для логова и отдыха, а их тоже немного.
Территория для нашей собаки это квартира, лестничная клетка и лестница, а также двор и место ее постоянного выгула. Конечно, настоящей территорией служит квартира, или дом и двор, если собака живет на приусадебном участке. В остальных местах ее поведение достаточно индивидуально. Не исключена повышенная агрессивность к посторонним, но чаще всего она ведет себя так, как в буферной зоне. Хотя в процессе воспитания территориальное поведение поддается коррекции.
Взаимоотношения в стае не исчерпываются иерархическими отношениями, только с их помощью нельзя объяснить все многообразие поведения социальных животных. Мы знаем, что члены одной стаи играют друг с другом, делятся пищей, вместе выращивают потомство. А владельцы собак утверждают, что между ними и их питомцами существует не только взаимопонимание, но и взаимопомощь. В связи с этим зоопсихологи выделяют так называемое альтруистическое поведение, имеющее несколько форм. По Д. Мак-Фарленду, к альтруистическому поведению можно отнести поведение какой-либо особи (донора) выгодное для других особей (реципиентов), однако при этом донору приходится расплачиваться снижением своей приспособленности. С одной стороны это противоречит здравому смыслу, но, с другой, если это поведение полезно данной группе или виду в целом, оно закрепляется и передается по наследству. Кооперация, или сотрудничество, которая так распространена между стайными животными и которая лежит в основе взаимодействия собаки с человеком, обычно включает какую-то форму альтруизма. Например, совместная охота у волков, шакалов, гиеновых собак, львов и гиен проводится родственниками. Животные кооперируются при отборе жертвы и во время преследования. Во время погони лидеры могут меняться и таким образом делить тяжесть погони на длинной дистанции. Звери, бегущие сзади, иногда срезают углы, пытаясь преградить путь жертве. Добычу делят на всех членов группы, а после возвращения домой взрослые часто отрыгивают пищу для малышей. Некоторые взрослые не участвуют в охоте, а охраняют молодых, однако вернувшаяся группа кормит и этих животных. Таким образом отдельные животные проявляют альтруизм по отношению к другим членам группы, а не преследуют только собственные интересы. Точно также и мы, и наши собаки поступаем по отношению друг к другу.
Забота о потомстве — еще одна из форм альтруизма. Затрачивая время и энергию на уход за детенышами, родитель увеличивает их приспособленность в ущерб своей собственной и оберегает этих молодых за счет возможного будущего потомства. У собачьих распространено наличие «тетушек» и «дядюшек», например старшие детеныши шакалов, живущих в Африке, особенно самки, очень часто остаются с родителями и помогают им воспитывать следующий помет. Эти «нянюшки» отгоняют от норы гиен и других опасных гостей и почти так же часто кормят отрыжкой своих маленьких сородичей, как взрослые шакалы. Кроме этих обязанностей, старшие детеныши почти все время резвятся вместе с малышами и подолгу их вылизывают. То же отмечается и у волков.
Известно также, что наши домашние собаки, невзирая на сложившиеся в семье человека иерархические схемы, начинают предпочитать формальному лидеру кого-нибудь из членов семьи — часто это бывает ребенок или бабушка. Но, оказывается, для собачьих это очень естественно. Американские ученые, изучавшие поведение волков, живущих в обширных вольерах Зоологического сада Чикаго (Брукфилд), утверждают, что среди самцов наблюдалось образование индивидуально «симпатизирующих» пар. Такие волки постоянно находились вместе, защищая друг друга при агрессивных атаках со стороны других самцов. Более того, Л. В. Крушинский в своей книге «Биологические основы рассудочной деятельности» утверждает, что даже в столь иерархически упорядоченном сообществе, как сообщество волков, степень агрессивности не служит решающим фактором, контролирующим такую важную функцию, как размножение. Персональная «симпатия» особей одного и того же и противоположного пола — значительно более важный фактор в жизни сообщества волков, чем агрессия (иерархическая). Крушинский также считает, что у гиеновых собак практически нет внутривидовой агрессии.
По мнению Крушинского, в семействе собачьих очень развита игривость, которая может служить одним из показателей развития общественных отношений. Он считает, что животные, играющие друг с другом, чаще остаются вместе. И наоборот, те животные, которые играют мало, имеют слабо выраженные групповые отношения. К тому же степень игривости и многообразие игр служат показателем развития элементарной рассудочной деятельности: у игривых животных она выше. Все это очень приложимо к нашим собакам.
Альтруистическое поведение собак исследовалось и учеными. В одном из экспериментов была предпринята попытка выработать такое поведение у 6 собак разного пола.
В качестве партнеров, которым наносили электрокожное раздражение, служили взрослый самец и двое щенков, достигших к началу опытов трехмесячного возраста. Две собаки были помещены в одной камере на разных станках, расположенных на расстоянии полуметра один от другого. На заднюю лапу собаки-«жертвы» подавали ток значительной силы, вызывающий не только локальный подъем лапы, но и появление одышки, скуление, часто визг. У второй собаки, «наблюдателя», левую переднюю лапу прикрепляли к рычагу. Подъемом лапы выше определенного уровня животное могло отключить действие тока на первую собаку. Оказалось, что нанесение болевого раздражения собаке-жертве вызывало у собаки-наблюдателя заметное повышение частоты сердечных сокращений и изменение частоты электрических колебаний мозга. Все это свидетельствует о возникновении эмоционального состояния, однако отсутствие длительных следовых изменений и спокойное поведение в интервалах позволяет заключить, что уровень возбуждения, вызываемого оборонительным поведением партнера, сравнительно слаб. При таких условиях эксперимента у 3 собак из 6 удалось выработать условную реакцию подъема лапы, избавляющую партнера от болевого воздействия.
Следующей серией экспериментов было сопоставление пищевой реакции и реакции избегания при болевом раздражении партнера. Оказалось, что если действие тока на партнера происходило во время приема пищи, то из 3 животных только одно прерывало обед и в последующих опытах в присутствии другой собаки стало отказываться от подаваемой еды. В случае одновременного предъявления условного пищевого сигнала и сигнала болевого раздражения партнера проявлялась, как правило, условная реакция избегания. Эти факты свидетельствуют о том, что эмоциональное возбуждение, возникающее при оборонительном поведении партнера, было сильнее пищевого возбуждения.
Часть животных не вырабатывала инструментальной реакции, подкрепляемой раздражением партнера током, ни в одном из вариантов опытов. По-видимому, сама способность к выработке реакции избавления партнера больше зависит от индивидуальных особенностей животного, чем от способа формирования исследуемого навыка.
Интересно, что в XIX в. существование у животных взаимопонимания и взаимопомощи не вызывало сомнения. Вот что писал в своей книге «Происхождение и развитие нравственного инстинкта» английский ученый А. А. Сутерланд в 1900 г.: «Степень альтруистической эмоции, на которую способны многие породы собак, поистине удивительна. Джесси приводит примеры из поведения своей собственной собаки: если я печален, она, по-видимому, разделяет мою печаль; если я настроен весело, она обнаруживает всеми своими движениями, что радуется вместе со мною.
В «Историях о собаках» Джесси находятся десятки случаев, ясно указывающих на присутствие у собак морального чувства, так как вряд ли можно иначе назвать инстинкт, побуждающий, например, собаку броситься в толпу других собак, чтобы защитить от их грубого нападения злосчастную дворняжку, которую она никогда прежде не видала; или заставляющий бесстрашно кинуться в бурный поток на выручку товарища, которому грозит опасность утонуть; или побуждающий собаку ежедневно приносить часть своего обеда другой собаке, которая была оставлена на привязи с целью уморить ее голодом. В этом хорошо известном сборнике я насчитал двадцать семь случаев, представляющихся мне хорошо проверенными и в то же время указывающими на присутствие морального чувства у собак».
Так что остается сделать лишь один вывод: и в области сопереживания братья наши меньшие такие же, как и мы. Или мы такие же как они? Ведь не они от нас, а мы от них произошли. И среди нас есть эмоционально глухие и безразличные к чужому страданию, есть жестокие и злые, но есть и добрые, готовые понять и помочь. В общем, все как у них!
Часть животных не вырабатывала инструментальной реакции, подкрепляемой раздражением партнера током, ни в одном из вариантов опытов. По-видимому, сама способность к выработке реакции избавления партнера больше зависит от индивидуальных особенностей животного, чем от способа формирования исследуемого навыка.
Интересно, что в XIX в. существование у животных взаимопонимания и взаимопомощи не вызывало сомнения. Вот что писал в своей книге «Происхождение и развитие нравственного инстинкта» английский ученый А. А. Сутерланд в 1900 г.: «Степень альтруистической эмоции, на которую способны многие породы собак, поистине удивительна. Джесси приводит примеры из поведения своей собственной собаки: если я печален, она, по-видимому, разделяет мою печаль; если я настроен весело, она обнаруживает всеми своими движениями, что радуется вместе со мною.
В «Историях о собаках» Джесси находятся десятки случаев, ясно указывающих на присутствие у собак морального чувства, так как вряд ли можно иначе назвать инстинкт, побуждающий, например, собаку броситься в толпу других собак, чтобы защитить от их грубого нападения злосчастную дворняжку, которую она никогда прежде не видала; или заставляющий бесстрашно кинуться в бурный поток на выручку товарища, которому грозит опасность утонуть; или побуждающий собаку ежедневно приносить часть своего обеда другой собаке, которая была оставлена на привязи с целью уморить ее голодом. В этом хорошо известном сборнике я насчитал двадцать семь случаев, представляющихся мне хорошо проверенными и в то же время указывающими на присутствие морального чувства у собак».
Так что остается сделать лишь один вывод: и в области сопереживания братья наши меньшие такие же, как и мы. Или мы такие же как они? Ведь не они от нас, а мы от них произошли. И среди нас есть эмоционально глухие и безразличные к чужому страданию, есть жестокие и злые, но есть и добрые, готовые понять и помочь. В общем, все как у них!
Комментариев нет:
Отправить комментарий